Личное и безличное

Верховная Личность — это полное и совершенное проявление Абсолюта, а божественное Единство, Божественный Свет — это частичное проявление Абсолюта. Жить духовной жизнью означает сознавать себя как часть источника и основы существования.

Но что есть источник и основа существования? Некоторые философы пытаются прийти к осознанию Абсолюта, отрицая всё в материальном мире. Здесь, в нашем мире, мы можем видеть различные формы, качества и индивидуальности, но все они являются временными. Эти философы говорят, что, в действительности, они не имеют реального существования, а Абсолют не имеет формы, качества и индивидуальности. Они учат, что совершенство жизни заключается в слиянии с Единством Абсолюта, с Божественным Светом, и многие люди действительно переживали это. Они говорят, что подобный опыт приносит гораздо большее блаженство, нежели материальная форма, качества, личность и так далее.

Ведическая традиция признаёт данный процесс всеобщего отрицания в нашем материальном, относительном мире, но она советует нам избегать этого негативного процесса, чтобы мы могли признать и осознать позитивную сторону Абсолюта, наполненную трансцендентной формой, трансцендентными качествами и трансцендентной личностью, которые находятся далеко за пределами временных материальных форм, качеств и личностей.

Что мы имеем в виду под трансцендентной формой и трансцендентной личностью? Формы и личности, которые мы наблюдаем в этом мире, являются временными, они постоянно меняются, но сами принципы формы и личности не меняются. Они не изменяются со временем, они являются вечными, а раз они вечные, значит, они являются частью Абсолюта. Мы не можем отрицать индивидуальность. В конце концов, тот факт, что мы можем обсуждать эти вещи, медитировать и практиковать, уже доказывает, что мы личности.

Предположим, что у кого-то был опыт временного выхода из своей личности, затем он вернулся и рассказал нам об этом. Это не означает, что личности не существует. В конце концов, у кого был этот опыт и кто вернулся, чтобы рассказать нам об этом? Личность. Нельзя говорить о том, что лишённое всякого выражения Единство могло стать источником и основой для материальной формы, личности и качеств. Наконец, как безликое Единство могло породить такое множество и разнообразие индивидуальностей? Должно существовать нечто большее, нежели безликое Единство.

Ведическое знание подтверждает эту идею. Оно объясняет, что в действительности Абсолют — это Личность, наполненная абсолютной трансцендентной формой, трансцендентной индивидуальностью и трансцендентными качествами. Именно трансцендентная форма, качества и личность являются основой тех относительных форм, качеств и личностей, которые мы наблюдаем в нашем мире. Это ни в коей мере не отрицает реальность существования божественного Единства. Это реальный, но лишь частичный аспект Абсолюта.

Традиционное ведическое знание говорит, что единая Абсолютная Истина выражается в трёх различных аспектах. Первый аспект — это лишённый всяких признаков Божественный Свет. Второй аспект — это Сверхдуша (Параматма), проявление Абсолюта в сердце каждого живого существа. Третий, полный аспект — это Божественная Личность, которая пребывает в трансцендентном мире со своими трансцендентными спутниками. Многие медитирующие стремятся слиться с Божественным Светом, Единством. Йоги-мистики, медитируя на присутствие Господа в сердце, получают мистическую силу; а практикующие бхакти-йогу, йогу трансцендентного преданного служения, напрямую связываются с Верховной Личностью в духовном мире. Это касается не только практикующих в ведической традиции, но также и в других традициях, таких как христианская, исламская, иудейская.

Конечно, возникает вопрос: «Кто эта верховная, божественная Личность?».

Читать дальше Глава 7. Кришна