Душа находится за пределами нашего ума и чувств, и чтобы до конца понять, что представляет собой душа, мы обратимся к наставлениям самопроявленных духовных авторитетных источников, а именно, к Ведам.
Как же мы можем понять сущность души? Сложность состоит в том, что наш ум и чувства созданы для восприятия и понимания грубых объектов материального мира, но душа — это тонкая субстанция. Мы не можем увидеть разум, что уж говорить о душе, которая гораздо тоньше разума. Знаменитый философ Людвиг Витгенштейн говорил: «Решение загадки жизни в пространстве и времени лежит вне пространства и времени». Но наш ум и чувства воспринимают мир в пространстве и времени. Поэтому нам следует руководствоваться неким авторитетным источником.
Многие люди протестуют против этого принципа руководства. Они говорят: «Я признаю лишь то, что сам могу увидеть», но, на самом деле, мы не можем применять этот принцип повсеместно. В каждой сфере жизни мы вынуждены вновь и вновь доверять чьему-либо руководству. Вот простое подтверждение. Откуда нам знать, что человек, которого мы называем своим отцом, это действительно тот человек, который был с нашей матерью в момент зачатия? Мы верим родителям на слово.
Таким образом, этот принцип признания руководства заложен в нашем обществе, это часть нашего образования и часть нашей жизни.
Возникает вопрос: «Какое руководство следует считать авторитетным?». Если мы ищем по-настоящему авторитетный источник, нам следует обратиться к традиционному ведическому знанию. Традиционное ведическое знание является самым древним, самым обширным и самым авторитетным знанием в мире. Согласно самой традиции, она является самопроявленной. Это значит, что она явилась от Верховной Сущности, Верховной Личности, она была получена свыше и передавалась по цепи преемственности духовных учителей. Именно поэтому, согласно самой традиции, на неё можно положиться, и, действительно, существует великое множество доказательств поразительной проницательности и надёжности ведического знания. Традиционное ведическое знание ни в коем случае не является сектантским, поскольку включает в себя всё разнообразие различных духовных поисков. Например, оно учит нас, как достичь Единства, как практиковать мистическую йогу, и, наконец, как построить личные отношения с Верховной Божественной Личностью, той же Божественной Личностью, как в христианской или в исламской традиции.
И теперь встаёт вопрос: «По поводу Абсолюта высказано столько разных идей. Так откуда нам знать, что Абсолют — это Личность?».
Читать дальше Глава 6. Личное и безличное